Aller au contenu principal
Arnaud Leclercq - Арно Леклерк о Золотой Орде, пьяном медведе и цветных революциях (Bunch of Questions)

Арно Леклерк о Золотой Орде, пьяном медведе и цветных революциях.

В старших классах школы я достаточно серьезно занимался латынью, но в какой-то момент она мне страшно надоела. Я не мог об этом сказать родителям, надо было найти какую-то альтернативу. Оказалось, что в школе у нас был очень хороший профессор русского языка. Так я начал учить русский. Сначала меня увлекла русская литература, потом музыка.

В вашей культуре есть великие имена и периоды, к которым нельзя остаться равнодушным. Это и эпоха Пушкина, и русские композиторы, и Малевич. Я считаю, что человек не может считать себя образованным, если ничего не знает о русской культуре.

В университете я изучал восточноевропейскую систему права и продолжил практиковать русский язык. Я решил уехать в Россию и открыть там свой бизнес, когда мне было 25, я работал адвокатом в Париже, жизнь казалась мне слишком скучной и однообразной. Это было в конце 91 года. Конечно, было страшно. Я прилетел в Москву с 4 тысячами долларов в кармане, никого не знал, не понимал, куда идти и что делать. Но это было время, когда все было возможно. Я начал консультировать международные компании, которые хотели работать в России, но не знали даже, как к этому подступиться.

Я решил уехать в Россию и открыть там свой бизнес, когда мне было 25, я работал адвокатом в Париже, жизнь казалась мне слишком скучной и однообразной.

Когда я приехал, это была одна Россия, сегодня это совсем другая страна. Столько всего изменилось за 15 лет! Эту тему частично затрагивает моя книга: если смотреть на страну en temps long, в продолжительном времени, то замечаешь, какие аспекты жизни меняются быстро, а какие остаются почти без изменений.

История, религия, люди, вопросы самоопределения, язык, география, – все это формирует облик государства и в перспективе времени остается неизменным. Но в России за последний период, за эти 20 лет, кардинально изменилась жизнь: сначала Советский Союз, потом Перестройка, потом приватизация.

Россия между Западом и Востоком.

Раньше я думал, что Россия ближе к Европе, к Западу. Когда я начал изучать эту тему подробнее, я понял, что отношения между Россией и Западом всегда были напряженными, с постоянными конфликтами: на Россию нападали немцы, шведы, поляки, французы. С Востоком же, наоборот, все было относительно спокойно. Кроме, разве что, вторжения татар. Золотая Орда правила 300 лет, но жизнь при этом была более или менее стабильной в России. В те времена религия не была такой острой проблемой, и люди разного вероисповедания легко уживались вместе и не враждовали из-за этого. Этот вопрос, к кому тяготеет Россия – к Западу или Востоку, очень волновал меня, и в своей книге я пытался найти на него ответ, и пришел к выводу, что России лучше расширять свое влияние на Востоке. Сейчас многие уже говорят об этом, но в 2005 году, когда я только начал писать книгу, так мало кто думал.

Был период (и это не шутка), когда я 9 месяцев жил в Ашхабаде. Там у меня был друг, который занимал должность посла Пакистана. Однажды за шашлыком я у него поинтересовался, чем он занимался раньше. Он ответил, что был послом в Брюсселе. И я шутя спросил, что он такого натворил, что его сослали в Туркменистан. А он объяснил мне, что все наоборот, что эта страна стратегически важна для нас в плане нефти и геополитики.
Этот вопрос очень заинтересовал меня. Это был 1998 год, до войны в Афганистане с исламской организацией Талибан. Еще никто не знал, что будет война, будет бен Ладен, но уже тогда было понятно, насколько важен этот регион для мира, для энергетики, для контроля газопровода и других важных геополитических вопросов.

После распада Советского Союза Россия была очень ослаблена (в плане экономики, внешней политики и, конечно, геополитики). Ведущие державы не могли не воспользоваться этим моментом. Как раз в этот период США развели бурную деятельность на Востоке.

Если мы хотим видеть картину мира целиком, нам нужно научиться замечать в мировых событиях взаимосвязи, понимать какие игры ведутся между странами, почему происходят цветные революции в Украине, Грузии, Кыргызстане, Югославии. Для того, чтобы понять, как развивается конфликт и почему что-то случилось, нужно посмотреть на карту, на расположение сил НАТО и их влияние, и на то, как реагируют на это другие страны. Это и есть геополитика.

Финансы и экономика, безусловно, важны, также как и курс доллара и стоимость акций, но если вы игнорируете геополитику, всем вашим знаниям как бизнесмена или финансиста грош цена.

Был момент, когда после распада СССР, профессор Фукуяма (Fukuyama) из Гарварда сказал, что истории больше не будет ("There is no more history"). Смысл его слов заключается в том, что капитализм и западная экономическая и политическая модель одержали победу над фашизмом и коммунизмом. Но то, что происходит в мире, на Ближнем Востоке, в Донбассе или Венесуэле, говорит об обратном. Национальная идентичность и геополитика все равно очень сильно влияют на мировую политику. Если вы не понимаете, как живут англичане, как они думают, их историю, отношения с Европой и США, то вы не поймете, почему сейчас есть риск их выхода из Европы.

Русское влияние в Евразии.

Еще учась в Гарварде, я искал полноценный материал об истории и геополитике России, ничего не нашел и тогда принял решение, что сам напишу такую книгу. До этого я писал статьи и даже не представлял себе, что такое написать книгу. Мой друг, профессор геополитики, порекомендовал мне получить степень доктора в Сорбонне, чтобы общаться с экспертами и консультириваться с ними. Таким образом, моя докторская диссертация стала первой версией книги.

Я пытался охватить все темы: история, язык, религия, экономика, география, – как это было в прошлом и сейчас. Самое сложное было структурировать информацию, чтобы не получилась энциклопедия. Я пытался сделать резюме огромной темы в одной книге. Еще мне хотелось написать понятную для иностранцев книгу о России. Я читал очень много книг о вашей стране, в которых, на мой взгляд, пишут глупости. Для большинства Россия это пьяный медведь, который то спит, то бушует, никто не знает, чего от него ждать и что взбредет ему в голову в следующий момент. На Западе очень много думают о России, но совсем не пытаются ее понять. В своей книге я постарался разрушить устоявшиеся ложные мифы и объяснить суть России.

Мне очень жаль, что между Западом и Россией остается недопонимание. Когда Запад смотрит на Китай или Африку, они понимают, что там свой строй и своя культура. А когда Запад смотрит на Россию, он почему-то думает, что здесь должно быть все так же, как у них. Поэтому когда Путин говорит: «Мы рядом с вами, но мы не вы», Запад этого не слышит и не хочет понимать. Россия сейчас идет на Восток. Эта тенденция наблюдается как в России, так и во всем мире, – будущее на Востоке.

США хотят быть номер один в мире, чтобы другие большие страны, как Россия, не составляли им конкуренцию. Интерес империи в том, чтобы Европа, Россия и другие крупные страны не стали их конкурентами. Как это сделать? Создавать условия для дестабилизации. Вы можете посмотреть на то, что происходит с соседями России, которые раньше входили в СССР.

Россия считает, что Украина должна быть независимой. Не наша, не ваша, и все будет спокойно. Запад не согласен. С чего началась эта реакция, я не знаю, и сейчас это уже и не важно. Это как отношения в супружеской паре, где двое живут хорошо, пока не решают расстаться, и ищут причину, с чего все началось.

На самом деле, никто не хочет войны.

Евросоюз не может взять Украину к себе и не собирался этого делать, если честно. Это совершенно разные экономики, даже до кризиса, а сейчас ситуация стала только хуже. США тоже не горят желаниям вкладываться в Украину, тем более, что это Европа, а их больше интересует Восток. В России, благодаря этим событиям, рейтинг администрации президента высок как никогда. Я не говорю о том, что никто не хочет, чтобы война закончилась. Конечно, все хотят, но эта война может затянуться на много лет, к сожалению. Генри Киссинджер, очень влиятельный министр иностранных дел США при президенте Никсоне, очень умный и известный в мире дипломат, и профессор геополитики Бжезинский, - оба по-разному еще в начале кризиса выразили мысль о том, чтобы дать Украине независимость и возможность говорить по-русски в школах. И это не значит, что они лоббируют интересы России (совсем даже нет), но тем не менее, они не понимают, зачем Америка вместе с Европой доводят этот кризис до крайней точки.

В русских людях мне всегда нравилась креативность. Даже в тяжелые времена СССР, во время кризисов, все равно у людей была энергия искать новые возможности. Не в каждой стране такое есть. На мой взгляд, это очень большая сила России. А слабая сторона в изолированности. Ученые, инженеры, математики покидают страну, едут работать в Америку, на Запад, потому что там для них создают условия. Многие русские бизнесмены живут в Лондоне и других зарубежных странах. Это очень плохо сказывается на экономике и культурном развитии всей страны.

Я считаю, что наличие большой территории - это и плюс, и минус для России. Плюс, потому что наличие природных ресурсов, которые поддерживают экономику, минус - потому что, что очень сложно содержать в порядке все эти территории и развивать их.

Мне бы хотелось, чтобы в мире были мультиполярные силы, чтобы сохранялся баланс. Но на деле сейчас все опять сводится к биполярной ситуации: на одной стороне Европа и Америка, на другой - конгломерат из Китая, России, возможно, Индии, стран Латинской Америки (в ближайшем будущем), Турции и Ирана.

 

Tags

AVERTISSEMENT

Tous les informations présentées sur ces pages sont en accès public libre, notamment sur internet, et peuvent donc être lues aisément et indépendamment du présent site. Elles n’y ont été réunies que pour donner une cohérence à un parcours personnel. Le présent site dédié ne contient que des informations publiques et n’a pas été l’objet d’un accord préalable d’employeurs passés ou actuel, lesquels ne sauraient donc être tenus responsables d’opinions personnelles éventuellement exprimées par Arnaud Leclercq.

Qui est Arnaud Leclercq?

Arnaud Leclercq

Citoyen suisse, Arnaud Leclercq est un banquier au parcours atypique, docteur en géopolitique et professeur HEC à Paris. Titulaire d’un MBA de HEC et diplômé de Harvard, il est cadre dirigeant reconnu dans le monde de la gestion de fortune, plus particulièrement avec les marchés émergents. Son livre «La Russie puissance d’Eurasie. Histoire géopolitique des origines à Poutine», publié en France (2013) et en Russie (2015), est désormais une référence. Ses analyses sont régulièrement partagées par les médias.